Правильная обкатка лодочного мотора
Первое, что хочется сделать многим вновь испеченным владельцам лодочного мотора после его покупки и установки на лодку, — нажать на газ и умчаться на полной скорости вдаль по водной глади. Но поспешим вас разочаровать. Первые часы работы лодочного мотора необходимо полностью посвятить его обкатке.
Обкатка — это комплекс мероприятий, направленных на притирку рабочих поверхностей и узлов лодочного мотора. Дело в том, что детали любого двигателя имеют шероховатости и неровности, устранить которые может только обкатка. То, как ваш двигатель проработает это время, определит долговечность и эффективность его дальнейшей работы. Согласно информации сервисных центров немалое количество моторов «убивается» по причине неправильной обкатки или ее отсутствия. Страдают все важные узлы двигателя: поршни, цилиндры, подшипники, газораспределительная система. Так что, если вы вложили деньги в покупку надежного двигателя, наберитесь терпения выполнить все необходимые инструкции по обкатке лодочного мотора.
Подготовка к обкатке:
Как ни странно, но правильная обкатка начинается с выбора водоема. Да, некоторые умельцы умудряются делать это вхолостую в бочке с водой. Но производители требуют обкатывать двигатель обязательно под нагрузкой и в проточной воде. Во-первых, без нагрузки невозможно добиться полноценной притирки узлов. А, во-вторых, вода в бочке быстро нагревается, в нее попадают бензин и масло. И велика вероятность того, что насос засосет все это внутрь. Последствия не заставят себя долго ждать: деформация крыльчатки, расслаивание и разбухание резиновых деталей. При выборе водоема важно помнить, что не все лодочные моторы предназначены для работы в соленой воде и для большинства из них необходима глубина хотя бы в полметра.
Перед первым пуском двигателя и началом обкатки обязательно замените масло в редукторе. Обычно производитель заполняет редуктор всего наполовину и то транспортировочным маслом, которое не предназначено для работы мотора. Хотя встречаются модели с уже залитым трансмиссионным маслом. Его нужно слить только после обкатки. Масло заливают шприцом по верхнюю контрольную пробку, то есть пока не польется через отверстие. Информацию о том, какое масло подходит именно вашему мотору, ищите в техпаспорте или руководстве по эксплуатации.
Несколько капель масла на обкатку лодочного мотора четырехтактного типа можно добавить и в бензин. Для двигателей мощностью до 30 л.с. используют специальное масло для водного транспорта 10W30 или 10W40, свыше 30 л.с. — 5W30 или 0W30. От обычного оно отличается тем, что при попадании воды в карбюратор оно не теряет свои свойства. Также это масло содержит специальные присадки против износа деталей при работе в тяжелых условиях. А в отличие от своих сухопутных аналогов лодочные моторы работают преимущественно в таком режиме. Обращаем ваше внимание: лодочные моторы очень чувствительны к качеству масла, поэтому используйте оригинальную брендовую продукцию. К тому же качественное масло позволяет немного снизить расход топлива.
Залейте в бак топливо. Для двухтактных лодочных моторов таковым является подготовленная топливная смесь. Точный состав смотрите в техпаспорте к своему мотору. Но обычно на время обкатки на 1 часть моторного масла требуется 25 частей бензина марки АИ-95. Используйте масло для водного транспорта с маркировкой TC-W3.
Процесс обкатки:
Итак, вы залили в редуктор трансмиссионное масло, в бак — приготовленную топливную смесь, установили и зафиксировали мотор на лодке и спустили ее на воду. Дальше можно приступать к процессу испытания. Обкатка двухтактного лодочного двигателя отличается от таковой для четырехтактного. И все же для них есть ряд общих рекомендаций:
-
Следите за тем, чтобы лодка не была перегружена и двигатель не испытывал лишнюю нагрузку. Поэтому воздержитесь хотя бы часа на два от перевозки пассажиров.
-
Следите за тем, чтобы во время работы мотора из выходного отверстия системы охлаждения шла струя воды. Это говорит о том, что она работает исправно.
-
Скорость необходимо включать на малом газу, иначе мотор будет глохнуть.
-
Контролируйте обороты двигателя по тахометру. Если его в комплекте нет, приобретите. Особенно, если это первый опыт обкатки мотора. Бонусом от такой покупки будет счетчик моточасов, которым обычно оснащены устройства.
-
Во время обкатки наблюдается повышенный расход топлива. Поэтому возьмите достаточное количество литров бензина. Кстати, по нормализации расхода можно судить о завершении активной фазы обкатки.
-
Не пугайтесь, если в первое время от мотора исходит черный или сизый дым: это выгорает лишнее масло.
-
И самое главное. Чтобы детали двигателя притерлись качественно, он должен поработать на различных оборотах. Не допускается длительная работа на одной скорости. При этом обороты необходимо регулировать плавно. Такой режим притирки большинство специалистов признают наиболее эффективным.
Полностью завершенным процесс обкатки агрегата можно считать лишь спустя 60–100 часов, но особенно важны именно первые 10. Как правило, основная притирка происходит именно в это время.
Особенности обкатки лодочных моторов:
Рассмотрим особенности проверки различных типов лодочных двигателей. Отметим, что у некоторых моделей алгоритм имеет свои отличия. Но производители всегда указывают на это в руководстве по эксплуатации. Так что перед началом работ внимательно ее изучите.
Обкатка двухтактного лодочного мотора:
-
- Дайте поработать двигателю первые 10–15 минут вхолостую.
-
- Первый час двигайтесь на 40% от максимальной скорости двигателя.
-
- Второй час двигайтесь на скорости, не превышающей 75% максимальной.
-
- Следующие 8 часов катайтесь, чередуя несколько минут полного газа с получасом на 75% от максимальной скорости.
-
- Перед глушением мотора дайте поработать ему несколько минут на малом ходу для выработки топливной смеси из карбюратора. Ее остатки могут намочить свечи или испачкать вас при дальнейших работах с агрегатом.
Обкатка четырехтактного лодочного мотора:
-
- После короткого прогрева двигателя дайте поработать ему полчаса на минимальных оборотах.
-
- Еще час двигайтесь на оборотах до 3000 в минуту, еще час — до 4000.
-
- Следующие 5 часов можно двигаться в свободном режиме, периодически включая на 3-5 минут полный газ.
Рекомендации по обслуживанию после обкатки:
Трансмиссионное и моторное масло после обкатки лодочного мотора подлежит замене. Выполните эту работу, пока двигатель еще теплый. Если подходящий момент был упущен, перед заменой масел дайте мотору поработать несколько минут на холостом ходу. Обратите внимание, что для сохранения гарантии некоторые производители требуют производить первую замену масла в авторизированном сервисном центре.
Если обкатка производилась в холодное время года, проверьте свечи. Возможно, понадобится их чистка или даже замена.
Проверьте, затянуты ли все винты и крепления мотора. В дальнейшем регулярно проверяйте техническое состояние своего мотора и обслуживайте его. Не снимайте защитный кожух и не проводите работы по ремонту и обслуживанию на работающем агрегате.
Во время эксплуатации двухтактного двигателя требуется топливная смесь, в которой пропорция масла к бензину составляет 1:50. Если после обкатки в баке осталась «обкаточная» смесь, разбавьте ее чистым бензином до получения нужных пропорций.
Эксплуатируйте мотор, соблюдая все меры по технике безопасности. Если агрегат долгое время простаивает, например, в зимнее время, законсервируйте его.
И главное, для большинства лодочных моторов оптимальный режим мощности составляет три четверти от максимальной. При таком значении достигается наилучший КПД, обеспечивается оптимальный расход топлива и паспортный моторесурс.
Подведение итогов:
Правильная обкатка лодочного мотора обеспечивает безопасный и длительный срок его службы. Она гарантирует, что агрегат не сломается посреди водоема и всегда доставит вас к берегу. Так что 10 часов, потраченных на этот процесс, — совсем небольшая плата за эффективную и бесперебойную эксплуатацию агрегата. Выбрать нужную модель и купить лодочный мотор вы можете в каталоге нашего магазина.